Ошо, может ли просветленный человек ошибаться? Я имею в виду ваши слова о Джидду Кришнамурти, который все время говорит о том, что человеку не нужен мастер, и, таким образом, по сути, ошибается. Прошу вас, прокомментируйте мой вопрос. Просветленный человек никогда не может ошибаться. Говорить о том, что Кришнамурти ошибается, некорректно, но он никогда не берет в расчет состояние, в котором вы находитесь. Он рассматривает только пространство, в котором он пребывает, и эта свобода - часть просветления. Просветленный человек достиг высочайшего пика сознания, он живет на Эвересте. Теперь его свобода в том, чтобы говорить согласно пику, залитому солнцем пику, на котором он находится, или в том, чтобы оглядывать­ся на людей, которые досих пор сидят в темной долине, которые ничего не знают о свете и для которых пик Эвереста - это только мечта, всего лишь возможность. Это свобода просветленного человека. Кришнамурти говорит в терминах своего состояния. Я говорю в терминах вашего состояния, я оглядываюсь на вас, потому что, если я говорю с вами, это значит, что мне следует учитывать ваше со­стояние. Я должен вести вас к высочайшему пику, но странствие начнется в темной долине, в вашем бессознательном состоянии. Если я говорю о своем опыте, абсолютно не принимая вас во внимание, то я прав, но тогда я бес­полезен для вас. Просветленный человек никогда не ошибается, но он может быть либо полезным либо бесполезным. Джидду Кришнамурти бесполезен! Он совершенно прав, здесь и сомнения нет, потому что я знаю пик, и его слова, конечно, истинны с точки зрения пика. Для тех, кто пришел, странствие становится почти явлением мечты. А для тех, кто не пришел, странствие реально, тогда как цель - это только мечта. Они живут в двух разных мирах. Когда вы говорите с сума­сшедшим, вам приходится учитывать его состояние. И если вы не принимаете во внимание этот момент, то не можете помочь ему. Однажды ко мне привели сумасшедшего. Ему взбрело в голову, что как-то раз в полдень, когда он спал, в его рот влетела муха. Он постоянно спал с открытым ртом, поэтому никто не мог отрицать такую возможность. С того дня он стал сильно беспокоиться, потому что муха бродила в нем, прыгала в нем, ползала в животе, проникала в мочевой пузырь, циркулиро­вала в крови, иногда попадала в голову, а порой - в ноги. И он, конечно, не мог ничего делать, потому что его голову постоянно занимала только муха, он был одержим ею. Его осмотрели психоаналитики, и они сказали ему: - Муха существует только у вас в уме, но на самом деле ее нет! Ни одна муха на свете не может передвигаться в крови, это невозможно. Пусть даже муха влетела вам в рот, все равно она непременно умерла! Прошло уже шесть месяцев, она не может прожить в вас такой срок. Больной слушал психоаналитиков, но он не верил их словам, потому что его опыт был гораздо тверже. Его приняли врачи, и каждый врач иссле­довал его, они тщательно осмотрели его, но наконец они сказали: - Это только игра воображения. Вы представляете себе движение мухи. Он слушал, что говорили ему врачи, но не доверял им, потому что был гораздо увереннее в своем опыте, чем в их словах. Семья этого больного привела его ко мне, видя в этом последнее возможное средство. У этого человека был очень утомленный вид, потому что его водили от одного человека к другому, на нем перепробовали самые раз­ные средства, то есть аллопатию, гомеопатию, натуропатию - и он действи­тельно утомился. Во-первых, его мучила муха, и ко всему еще эти «патии», лекарства. И все оскорбляли его, как ему казалось, ведь люди говорили, что он только воображал себе муху. «Неужели я такой глупец или безумец, что забил себе голову такой чушью?», - думал он. Все унижали его, как ему ка­залось. Я посмотрел на этого человека и объявил: - Совершенно ясно, что муха летает в вас! На мгновение он был озадачен. Он не поверил мне, потому что ему ни­ кто не сказал такие слова, потому что никто не учел его состояния. Все они были правы, а я был неправ, ведь в нем не было никакой мухи, но под сумасшедшего нужно подстраиваться. И я сказал ему: - Все эти болваны только попусту потратили ваше время. Вам нужно сразу же приходить ко мне. Достать муху очень просто, и не нужно беспокоиться. Лекарства здесь не помогут, ведь вы не больны. Психоанализ тоже не поможет, ведь вы не сумасшедший. Он тотчас же приободрился! Он посмотрел на жену и спросил ее: - Что скажешь? Вот нужный мне человек, он действительно знает свое дело. И все те глупцы пытались убедить меня в том, что никакой мухи нет. А она во мне! - Все просто, - сказал я ему. - Мы вынем муху. Ложитесь. Я закрыл его одеялом и велел ему закрыть глаза, так как я буду читать мантру, колдовать, и, таким образом, извлеку муху. Ему следовало только сохранять спокойствие, чтобы муха села куда-нибудь. Иначе муха будет беспрестанно бегать, и тогда поймать ее не удастся. - Звучит логично, - согласился он. - Я буду лежать абсолютно неподвижно! - Не открывайте глаза, - приказал я. - Просто храните тишину, дышите медленно, чтобы муха села куда-нибудь, и мы могли поймать ее! Потом я помчался в дом, чтобы найти муху. Это было трудно, потому что я впервые пытался сделать это, но наконец мне удалось поймать ее, и я запустил муху в бутылку. Я подошел к этому человеку, положил руку на его тело и спросил его: - Где сидит муха? - В животе, - ответил он. Я коснулся его живота и подтвердил: - Конечно, она в животе! Я убедил его в том, что полностью верю ему, а затем я отбросил одеяло и показывал ему муху. - Смотри же! - обернулся больной к жене, а потом ко мне. - Отдайте мне эту бутылку, я пойду ко всем этим болванам и заберу у них назад все деньги, которые они вытянули у меня! Я потратил впустую тысячи рупий, а они только и делали, что говорили о том, что я безумен! А ведь теперь я ни­где не чувствую муху, потому что она сидит в бутылке! Он взял бутылку и отправился с нею к врачам. Меня навестил врач, с которым мы были знакомы. - Как вы справились с ним? - поинтересовался он. - Неужели муха может прожить в теле полгода? Этот человек отобрал у меня деньги, которые заплатил мне. Он так громко топал ногами и кричал, что я сказал: «Лучше отдайте ему деньги!» И он доказывал нам, что был прав! - Суть не в том, кто прав, - ответил я. Гаутама Будда определяет истину как «то, что работает». Это самое древнее прагматическое определение истины: «то, что работает». И все способы в этом смысле истинны: они работают, но они только способы. Ра­бота Будды - это упая\ а точное значение этого слова - «способ». Медитация - это упая, способ. Он просто помогает вам избавиться от той вещи, которую вы, прежде всего, и не получили вовсе, то есть от мухи, иначе говоря, от эго, страданий и страха! Этот способ помогает вам осво­бодиться от этого, но на самом деле всего этого вовсе нет. Но этого говорить нельзя... Именно этим и занимается Кришнамурти: он говорит сумасшедшим людям, что мухи не существует и что врач вам не нужен. А я говорю вам, что муха существует и врач вам нужен! Одни только слова о том, что мухи не существует, вообще не помогут вам. Тысячи лет вам говорят о том, что эго не существует. Это хоть как- нибудь помогло вам? Были на свете люди, особенно в Индии, которые го­ворили, что весь мир - это иллюзия, майя, что он не существует, но помог­ли они Индии хоть как-нибудь? Истинное проверка в том, помогло ли это учение, сделало ли оно людей более подлинными и настоящими. Оно вообще не помогло. Оно сделало людей более лукавыми, расколотыми ши­зофрениками, оно сделало их лицемерами. Все религии сделали это, потому что они не учитывают ваше состояние. А вы гораздо важнее высшей истины, потому что в настоящий момент высшая истина не имеет никакого отношения к вам. Вы живете в мире грез, и необходим какой-то способ, чтобы помочь вам выйти из этого мира. В тот миг, когда вы выйдете из него, вы узнаете, что он был грезами, но гре­зящему человеку бесполезно говорить о том, что он живет в грезах. Разве вы не отмечали про себя, что грезящийся сон кажется вам на­ стоящим событием? И каждое утро вы обнаруживаете, что он не был настоящим, но снова ночью вы забывает все свое понимание дня, и сон снова становится настоящим. Вам постоянно что-то снится: каждую ночь сон ста­новится настоящим, и каждое утро вы узнаете о том, что он ложен, но знание не помогает. Во сне человеку может даже присниться, что ему пригрезился сон. Именно это случилось в Индии: люди живут в майе, глубоко в майе, и все равно говорят: «Все это майя». Эти суждения тоже часть их сна, и они не развеивают сон. На самом деле, такие мысли только укореняют в них сон, потому что теперь не нужно избавляться от сна: вы же знаете о том, что вам все снится! Зачем же избавляться от сна? Его существование не имеет никакого значения. Тонким образом, все религии сделали это: они говорили с высочайшего пика с теми людьми, для которых этот пик пока что не существует. Люди живут во тьме, а вы все время говорите им, что тьма не существует. Это правда, тьма не существует, ведь она - это всего лишь отсутствие света, но одними только словами о том, что тьма не существует, нельзя дать людям свет. Именно этим занимается Кришнамурти, и так поступали многие люди. Это делал Нагарджуна, и, стало быть, Кришнамурти не говорит ничего но­вого, по крайней мере, на Востоке. Это делал Нагарджуна, он говорил: «Все ложно. Мир ложен, эго ложно, ничего не существует. А поскольку ничего не существует, значит, вы уже свободны. Не нужно медитировать, и нет потребности в мастере. Не нужно выдумывать способ, стратегию, технику, потому что, прежде всего, трудности нет. Зачем искать решения? Эти решения создадут еще больше трудностей, и они не помогут». Это делал Нагарджуна, а до него это делал Махакашьяпа, такое явление стало долгой традицией. Последователи дзен столетьями говорили то же самое. Кришнамурти никогда не использует слово «дзен», но все, что он говорит, - это не что иное, как дзен, просто дзен. Дзен утверждает, что нет необходимости ни в каком усилии, что ничего не нужно делать. А зачем нужен мастер, если ничего не надо делать? Мас­тер велит вам делать что-то. Ничего не надо делать - зачем же нужны священные писания? Священные писания велят вам делать что-то, узнать что то. Ничего не надо делать, ничего не надо знать. Вы уже там, куда пытае­тесь попасть. И я знаю, что это правда, но говорить об этой высшей истине людям, которые живут в кромешной тьме, бесполезно. Прем Нанта, ни один просветленный человек никогда не может оши­баться, но только немногие просветленные люди помогают остальным лю­дям. Большинство просветленных людей вообще никому не помогают по той простой причине, что никогда не учитывают состояние других людей. Георгий Гурджиев имел обыкновение повторять: «Не обращай внима­ния на другого человека». Одна из основ его учения заключалась во фразе: «Не обращай внимания на другого человека. Просто говори то, что является абсолютно истиной». Но абсолютная истина становится истиной только когда ее переживают, и люди живут в относительной истине. Мой подход отличается от подхода Кришнамурти. Я знаю, что однажды вы придете в точку, в которой ничто не будет нужно: ни мастер, ни учение, ни священное писание - но в настоящий момент священное писание может помочь вам, методы могут помочь вам, и, конечно, живой мастер может оказать вам огромную помощь. Дело мастера в том, чтобы дать вам то, что уже есть у вас, и забрать у вас то, чего у вас вовсе нет. Ошо